Каталоги ресурсов, рейтинги и поисковые системы - это интернет-проекты, созданные для структуризации и систематизации информации и облегчения поиска в Интернете. Вся совокупность сайтов в Интернете является огромным набором неструктурированной информации. Соответственно, чтобы что-то найти в этой огромной массе информации, не связанной едиными нормами и стандартами, необходима помощь специальных сервисов. Такими сервисами являются каталоги и поисковые системы.
Но, даже найдя большое количество сайтов по определенной теме, пользователь должен иметь возможность как-то решить, с какого из них начать. Поисковые системы решают этот вопрос, располагая найденные сайты в порядке убывания релевантности, т.е. соответствия содержания сайта запросу пользователя. Результат такого поиска не всегда удовлетворителен, поскольку поисковой системе безразлично, насколько качественно сделан сайт, и насколько полную информацию по выбранной теме он содержит. Но преимуществом поисковой машины является то, что она совершает поиск в огромном массиве информации и обрабатывает такое количество сайтов, которое никогда не сможет собрать ни один каталог, формируемый людьми.
В отличие от индексов поисковых систем, каталоги и рейтинги создаются людьми – сотрудниками компаний, которые их поддерживают. Каталог ресурсов – это иерархически организованная структура, содержащая названия и аннотации сайтов, распределенных по тематике в соответствии с разделами каталога. Внутри каждого раздела существует несколько уровней категорий, уточняющих тематику ресурсов, которые в ней расположены. Внутри самой нижней категории сайты располагаются в определенном порядке в соответствии с их рейтингом. Наиболее распространенной в России формой рейтинга является рейтинг по посещаемости. Участники рейтинга устанавливают на страницах своих сайтов счетчики, которые регистрируют визиты на сайт и сообщают о них программе, формирующей рейтинг. Таким образом, наиболее посещаемые сайты располагаются в рейтинге выше менее посещаемых.
Практически все каталоги и рейтинги используют рекламную модель бизнеса. Поскольку поиском в интернете пользуется огромное количество пользователей, поисковые машины и каталоги имеют возможность продавать рекламодателям контакт с весьма обширной аудиторией. При этом привлекательной возможностью для рекламодателей является размещение рекламы в определенных категориях каталога или показ рекламы в ответах на пользовательские запросы к поисковым системам, содержащие те или иные ключевые слова. Это позволяет фокусировать рекламу на целевую аудиторию.
Некоторые рейтинги помимо рекламной модели, характерной для всех каталогов и поисковых систем, оказывают еще платные услуги по анализу посещаемости сайтов. Они заключаются в сборе, хранении и анализе статистики посещаемости, в результате которых предоставляются подробные отчеты об аудитории сайта.
Поисковые системы, каталоги ресурсов и рейтинги являются удобным инструментом маркетинга для зарегистрированных в них сайтов.